Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «У нас было два часа на сборы». Поговорили с завучем беларусской школы, которой пришлось бежать из страны после доноса Бондаревой
  2. В Вашингтоне пассажирский самолет столкнулся с военным вертолетом, оба упали в реку. Есть погибшие
  3. Просил у Сталина расстрелять побольше беларусов, а теперь в его честь есть улица в Минске. Рассказываем историю этого человека
  4. «Отомстить за этого самого Васю». Пропагандист признал, что вторгшиеся в Украину россияне убивают и пытают людей, и разгневал Бондареву
  5. Генпрокуратура Литвы отправила неоднозначное письмо по поводу паспорта Новой Беларуси. Оно оказалось в распоряжении «Зеркала»
  6. В списке политиков, которые поздравили Лукашенко с «победой» на выборах, появились новые фамилии
  7. Проверки и разборки между владельцами. В Минске признали банкротом частный медцентр
  8. Новшества по ЕРИП и пенсиям, судьба тарифов ЖКУ и дешевая мобильная связь. Подборка важных изменений, которые еще ожидают нас в 2025-м
  9. Лукашенко подписал указ, о котором чиновники «забыли», но документ затрагивает практически каждого жителя страны
  10. Путин нашел причину, по которой, по его мнению, невозможны мирные переговоры, и постоянно говорит об этом. Что стоит за его словами — ISW
  11. Политэмигрантка поехала в отпуск в Венесуэлу — и была задержана полицией. Рассказываем, что было дальше и какой беларуска увидела страну
  12. Через несколько месяцев появится существенное изменение по пенсиям. Надо совершить одно важное действие, чтобы не остаться без этих денег
  13. «Быстрее бы все это закончилось». Поговорили с рабочим беларусского завода, помогающего России делать снаряды для «Градов»


Скорее всего, вы открыли этот текст, потому что вас «зацепил» заголовок — мы специально сделали его таким, чтобы привлечь ваше внимание. К историям и рефлексиям о насилии — признаемся — его обычно меньше, чем к действиям пророссийской активистки Ольги Бондаревой. Хотя, согласно статистике, практически каждая третья беларуска сталкивалась с физическим насилием, мы упорно продолжаем игнорировать эту тему и избегать ее. Но почему так происходит? «Зеркало» поговорило об этом с психотерапевткой Кристиной Вязовской, которая 13 лет работает в том числе и с пострадавшими от насилия.

Кристина Вязовская. Фото предоставлено собеседницей
Кристина Вязовская. Фото предоставлено собеседницей

«Чтобы заговорить о насилии, нужно совершить мыслительный процесс»

— После смерти Лизы и флешмоба #хопіцьгвалціць в соцсетях появилось много обсуждений насилия. Настолько, что некоторые даже стали писать об усталости от этой темы. Нам правда так трудно воспринимать подобные разговоры?

— Я бы хотела начать этот разговор с 10 секунд молчания в память о беларусках, погибших от насилия.

Да, это на самом деле тяжелая тема. Но объяснение, почему так, простое: здесь возникает точка выбора, где человек должен идентифицировать себя или с пострадавшей, или с агрессором. Я буду использовать женский род в случае жертв и мужской в случае агрессоров, так как это наиболее распространенный случай.

Идентифицировать себя с агрессором неприятно, а с жертвой — очень страшно. Отсюда и рождаются всякие социальные установки, мол, «давайте не будем говорить о плохом». А в конечном счете получается «давайте закроем глаза на происходящее, не будем поднимать вообще вопросы о насилии». Но говорить об этом важно, потому что очень много женщин от него погибает.

По официальным данным МВД, каждое третье убийство в Беларуси совершается близкими. При этом каждый год ведомство регистрирует около 80 тысяч сообщений о насилии в семье, и там подчеркивают: это не все известные случаи. Чаще всего пострадавшими становятся именно женщины. Даже в Минтруда отмечали, что «домашнее насилие является серьезным вызовом в деле обеспечения фактического равенства мужчин и женщин».

— Выглядит так, что как раз обсуждать, а в некоторых случаях и осуждать, горазды многие. Но именно погружаться в тему — нет.

— Наверное, самый популярный спор — о том, сама ли жертва виновата. Безусловно, нет. Виноват только и всегда агрессор. Если у вас такая точка зрения, то говорить как раз не о чем. А споры возникают, когда кто-то пытается сказать, что виноваты жертвы.

У всех людей есть свое мнение, и к моменту, когда они начинают обсуждать какую-то тему, оно уже сформировалось. В случае с темой насилия это происходит под влиянием психологических защит — оттого мнение кажется единственно правильным и очевидным. Но все равно, чтобы заговорить о насилии, нужно какой-то мыслительный процесс о нем совершить: выработать свою точку зрения, после чего нести ее в массы.

Делая это, люди стараются убедить других и найти соратников или соратниц. Убедить себя, как правило, хочется в двух вещах: или что мир безопасней, или что я не агрессор. В общем-то, это две большие группы убеждений, которые в таких спорах видны. Ни то, ни другое компетентной информацией о насилии не подтверждается, поэтому и потреблять ее не хочется.

— Есть и те, кто ни в каких спорах не участвует и вообще не обсуждает насилие. Игнорирование — тоже один из видов психологической защиты?

— Не обязательно. Возможно, это личный осознанный выбор человека.

Например, я тоже не вовлекаюсь в споры на эту тему, потому что, пока я в них участвую, моя жизнь проходит мимо. В споре рождается не истина, а драка. Поэтому я занимаюсь просветительской деятельностью о насилии, без споров.

— А если представить, что тему насилия вообще перестанут обсуждать, то к чему это приведет?

— К сожалению, цивилизация сейчас устроена так, что весь мир погружен в насилие и оно пропагандируется как норма. И важно выводить в публичное поле, что такая ситуация не норма, что есть другие варианты реагирования на проблему, не только молчание. Иначе насилие продолжится, а те, кто выживут после него, будут страдать и дальше.

Конечно, такая ситуация утомляет. Конечно, хочется жить, знаете, как в оранжерее, чтобы вокруг все порхало и сияло. Но если мы живем в таких райских кущах внутри своей головы, то можно не заметить, как вокруг создаются целые сферы для насилия — например, та же проституция.

«Сказать человеку, что он — агрессор, как сказать, что он алкоголик»

— Одни считают, что нужно учить девочек, что мир — опасное место. Другие — что лучше делать акцент не на том, чтобы учить женщин как защищаться, а на том, как мужчинам не нападать. Кто прав?

— Конечно, второе — это тоже очень важный элемент работы с темой насилия. Мужчины должны сами работать со своим гневом, со своей агрессией, вести просветительскую деятельность среди агрессоров — заниматься коррекцией, так скажем, внутри своей группы.

Но, пока эта коррекция происходит, надо же как-то жить. Мы с вами не застанем этого чудесного времени, когда насилие исчезнет из общества. И даже наши внучки его не застанут.

— Почему?

— Потому что кто же откажется от насилия из тех, кто его применяет? Откажется добровольно, я имею в виду. Для этого нужны строгие и работающие законы о насилии, согласно которым наказание будет значительно превышать проступок. Что тоже ставит перед нами вопрос о злоупотреблении и насилии.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

— Получается какой-то замкнутый круг. Те, кто совершают насилие, не хотят от него отказываться, при этом нет достаточной массы людей, которая готова сделать усилие, чтобы попробовать ситуацию изменить.

— Да, это просто так не случится. Наш мозг сам по себе не откажется от того, чему он уже был социально обучен как якобы эффективной стратегии для выживания. А проявления насилия именно так и преподносятся.

Все-таки мы животные, и вот эту хрупкую гуманистическую надстройку, которая делает из нас человека, надо беречь и укреплять. Она очень хрупкая и не то чтобы встроена в нас с рождения.

— Вот сейчас очень легко зацепиться за слово «животные» и сказать, мол, ну вот — сами признаете, по каким законам мы устроены. Так зачем нам совершать какое-то усилие, чтобы этими самыми животными не быть?

— Подождите, но мы же все время совершаем усилие. Например, вы сейчас в уме совершенно точно сможете перемножить 21 на 7. Если приложите усилия, то и 48 на 56. И 317 на 219 тоже. Для этого вы задействуете абстрактное мышление, хотя когда-то вы не смогли бы его использовать, потому что думали только наглядно-действенно. Допустим, если мама говорила «съешь два пирожка», то вам нужно было увидеть, что их перед вами два. Переход от наглядно-действенного мышления к абстрактному происходит в районе семи лет — это тоже усилие.

И когда говорится, что люди — животные, всего лишь имеется в виду, что мы — часть животного мира, а не растительного или грибного. Сейчас присваивается статус нечеловеческой личности, например, дельфинам, а шимпанзе и даже реки Ганг и Джамна наделяли базовыми правами человека. Но юридически личности — это не только те, кто имеет права, но те, кто и несут ответственность. Хотелось бы, чтобы те, кто имеет избирательное право и признаны дееспособными, все-таки не считали себя настоящими животными. Ведь, условно, у моих собак и кошек избирательных прав нет, да и их не признают дееспособными людьми.

— Я почему придираюсь к выражениям: есть ощущение, что они людям очень важны. Условно, признать «я стала жертвой насилия» — это как-то чересчур громко и сильно. Гораздо проще сказать «меня ударили», например.

— Дело не в словах — это все те же нюансы в вопросе самоидентификации и образа для нее. Например, если вы скажете человеку, что он алкоголик, ваш собеседник, скорее всего, сразу встанет на дыбы, мол, ты что, алкоголиков не знаешь? Потому что в сознании есть образ пропащего человека, который напивается до беспамятства и избивает детей и жену в кровь. А вот тихонечко бухать пять дней в неделю, чтобы расслабиться, не считывается как алкоголизм, хотя это он и есть.

Вот и здесь так же. Есть какая-то картинка в голове, которую все рисуют, — к жертвам, кстати, это тоже относится. Они всегда должны быть хорошенькими. Эту установку сейчас легко заметить по отношению к беженкам из Украины: от них ожидается, что они будут себя мегаприлично вести, бесконечно благодарить и обслуживать принявшие их семьи, и интегрироваться в общества стран Евросоюза именно и только так, как это видят их граждане. И если ты этим требованиям не соответствуешь, то подвергается сомнению твой статус жертвы. Даже юридический.

У людей в голове есть картинка пострадавшей, как она должна выглядеть после изнасилования — вот тогда она жертва. А если это изнасилование, например, в браке? Оно уже не выглядит как что-то с той самой картинки.

Здесь мы заходим в зону «серых изнасилований» — так называют половые акты, которых женщины не хотели. Увы, нередко бывает проще согласиться на секс, чем объяснить, почему нет. Но такие женщины тоже жертвы насилия. Хотя, конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы юридически разделять сферы изнасилования и «серого изнасилования» как разных по тяжести увечий. Если будет одинаковое наказание за «серое» и за криминальное — будет ниже процент дел, которые вообще возьмут в расследование, потому что это будет принцип «слово против слова».

То же самое касается и самих насильников. Когда мы говорим это слово, представляем условного доктора Хайда. А я что? Я нормальный офисный клерк — пришел домой, наорал, стукнул кулаком по столу. Жена все правильно поняла — быстренько мне «дала». Какой же я агрессор?

— И все-таки, если я иду по улице и у меня украли деньги, то я себя сразу же считаю жертвой преступления, без всяких образов, картинок в голове. Почему с изнасилованием это так просто не работает?

— Потому что деньги — это собственность, предмет. С ним все просто: его у вас отняли — он украден. Исторически так сложилось, что женщина тоже считается собственностью.

Для самой женщины заявить о том, что она стала жертвой изнасилования, означает встать в позицию субъекта в мире, где все относятся к ней как к объекту. Для многих это сделать очень тяжело, так как они были научены, социализированы иначе. Кроме этого, сам процесс осмотра и допроса нередко абсолютно бесчеловечен и строится на недоверии к пострадавшей.

— Можно ли как-то не опустить руки и все равно пытаться изменить ситуацию, которая складывалась веками?

— Для этого нужно сформировать социальный заказ. Процесс начинается с низового активизма — по сути, это и есть общение и обсуждение насущных проблем. После этого дискуссия будет выходить на более высокий уровень. Но это очень долгий путь. Очень.

У некоторых есть соблазн прийти и сказать: «Ох уж этот народец проклятый, сейчас я вас научу, как делать». Но это диктатура и тоже насилие. На мой взгляд, государственная машина представляет собой отклик на требования социума. Это непопулярная точка зрения, но я считаю, что каждый высказанный голос имеет значение. Поэтому у здорового общества путь должен начинаться снизу.

Говорить о насилии сложно и некомфортно, иногда — страшно. Однако крайне важно делать эту тему публичной и не дать злу остаться безнаказанным в тишине. Мы надеемся, что огласка поможет изменить отношение людей к проблеме насилия, а жертвам — найти силы и обратиться за помощью.

Помогите «Зеркалу» продолжить говорить о важном

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.

Это безопасно?

Если вы не в Беларуси — да. Этот сервис используют более 80 тысяч организаций из 96 стран. Он действительно надежный: в основе — платежная система Stripe, сертифицированная по международному стандарту безопасности PCI DSS. А еще банк не увидит, что платеж сделан в адрес «Зеркала».

Вы можете сделать разовое пожертвование или оформить регулярный платеж. Регулярные донаты даже на небольшую сумму позволят нашей редакции лучше планировать собственную работу.

Важно: не донатьте с карточек беларусских и российских банков. Это вопрос вашей безопасности.

Если для вас более удобен сервис Patreon — вы можете поддержать нас с помощью него. Однако Donorbox возьмет меньшую комиссию и сейчас является для нас приоритетом.