Представители государства нередко позволяют себе делать заявления, которые укореняют гендерные стереотипы в обществе. И женщины здесь не исключение. «Сидели бы дома, борщ варили. А не по площадям шастали», — известное обращение бывшей главы ЦИК Лидии Ермошиной к белорускам. Но она не единственная сторонница Александра Лукашенко, которая продвигает идеи патриархата. «Зеркало» приводит примеры сексистских высказываний чиновниц только за последние пару лет и объясняет, что с ними не так.
Подождите, что такое идеи патриархата?
Патриархат — это форма организации общества, когда во многих сферах преобладает влияние мужчин. Женщина же в такой системе второстепенна и им подчинена. При патриархате всем предписываются определенные «социально принятые» роли. Например, мужчина должен быть наделен силой, умом, а также содержит семью и является защитником. А женщинам положено быть в роли матери и хозяйки. Им также приписывают противоположные черты: эмоциональность, слабость и мягкость.
В мировом Индексе гендерного неравенства за 2022 год наша страна оказалась на 36-м месте из 146. А показатель представленности женщин в белорусской политике в начале 2021 года почти приблизился к уровню Скандинавии: в парламенте нашей страны 40% женщин, 45,5% — в местных советах, а в органах госуправления — 33%.
Хоть формально статистика впечатляет, реальность все же не так хороша. Например, если в Швеции эмансипация женщин и феминизм лежат в основе государственной политики, то в Беларуси все наоборот — представители государства нередко транслируют патриархальные постулаты. Можно вспомнить высказывание Александра Лукашенко, что у нас «конституция не под женщину», или Олега Гайдукевича, что «женщина — это только приложение к мужчине».
Получается, что для Лукашенко и других мужчин у власти женские фигуры лишены независимости (или субъектности). Но, похоже, сторонницы государственной политики и сами согласны со своей вторичной ролью.
Наталья Кочанова: «Роль женщины в нашем государстве особая»
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова считается вторым человеком в государстве: по Конституции, она окажется у власти, если Лукашенко будет недееспособен или умрет. Но чиновница, судя по всему, не претендует на лидерство, — чтобы в этом не возникло сомнений, она регулярно нахваливает своего начальника.
В мае этого года, выступая на первом республиканском форуме предпринимательниц, Кочанова порассуждала о роли женщин в государстве (кстати, не забыв и здесь упомянуть Лукашенко).
— Вы знаете, что роль женщины в нашем государстве особая. И с каким уважением и глубоким почтением наш президент относится к женщинам: женщине-матери, женщине — хранительнице семейного очага, женщине, своим трудом создающей блага для нашей страны, — сказала Кочанова.
А через несколько дней, уже на встрече с представительницами Белорусского союза женщин Гродненской области, она говорила так:
— Женщины по своему внутреннему состоянию — это доброта, милосердие, отзывчивость. Это все то, что присуще белорусам. И это должны нести наши женщины в наше общество, в наш мир. Быть созидателями.
Это не все, что Кочанова успела сказать о женщинах в этом году. О «милосердии и отзывчивости» она вспоминала еще в преддверии 8 марта.
— В Беларуси женщины могут реализовывать себя абсолютно в любой сфере, которая им по душе. Но при этом мы можем оставаться женщинами, воплощать свою подлинную суть — быть великодушной, милосердной, нежной, заботливой, порядочной, честной, терпеливой. Той, благодаря которой зарождается жизнь, вера, любовь и которая на своих хрупких плечах несет мир, созидание и развитие, — говорила чиновница. — Главным покровителем и защитником интересов женщин выступает наш президент.
В своих высказываниях Кочанова всегда отводит женщинам стереотипную роль — матери и хранительницы семейного очага, тем самым подчеркивая, что основная задача белорусок — репродуктивная. Вот что она говорила на том же форуме предпринимательниц:
— Ситуация, которая разворачивается в мире, не может не настораживать любого здравомыслящего человека, а женщин в особенности. Потому что женщина-мать, женщина-дочь, женщина является продолжателем рода человеческого. И боль у женщин за сохранение мира и спокойствия сегодня по-особенному, мне кажется, у каждой из них.
Ирина Костевич: «Женщина олицетворяет в себе мир и созидание»
Глава Министерства труда и социальной защиты Ирина Костевич — единственная женщина среди нынешних министров. Она одна из немногих чиновниц, которая заостряет внимание на проблемах двойной занятости женщин, которые и работают, и занимаются домашними делами больше мужчин. Костевич — что нетипично для белорусской чиновницы — подчеркивает, что семья, воспитание и содержание детей — это равная ответственность обоих родителей. Но все же и в ее высказываниях не обходится без сексизма.
Например, в марте 2023-го чиновница выразилась так, будто у правительства есть свои планы на женщин с хорошим образованием и карьерными перспективами. В частности — чтобы они становились мамами.
— И мамой не одного ребенка, — подчеркнула Костевич. — Конечно, надо создать очень комфортные условия через трудовое законодательство.
Как и Кочанова, Костевич тоже говорит о том, что «с давних пор женщина олицетворяет в себе мир и созидание».
— «Мягкая сила», которая ей присуща, всегда была и остается основополагающим фактором в вопросах построения семьи, воспитания детей, в своем ремесле. Сейчас эти качества стоят во главе угла не только у конкретной семьи, но и в вопросах государственной политики, — говорила министр в марте 2023-го.
Если в стереотипах о «традиционной» роли женщин можно увидеть явный сексизм, то в словах о некой «мягкой силе женщин» он маскируется под комплимент. Это так называемый доброжелательный сексизм: когда к женщинам относятся как к хрупким существам, которых надо оберегать и избавлять от «неженских» дел. Проблема в том, что не каждая женщина хотела бы, чтобы ее оберегали, как и не каждый мужчина жаждет заботиться. Кстати, выражение «сильный пол» в адрес мужчин — тоже яркий пример доброжелательного сексизма.
Ольга Шпилевская: «Кто, если не мы, женщины, сможет остановить все войны и конфликты»
Участницы Белорусского союза женщин одновременно выступают за права женщин (если верить их сайту) и патриархальный уклад общества (если верить их риторике). В прошлом году организацию возглавила бывший главный идеолог администрации Лукашенко Ольга Шпилевская. Новая руководительница не раз подчеркивала, что задача организации — «быть опорой и поддержкой для страны и главы государства».
Также Шпилевская считает, что именно женщины «должны остановить все войны и конфликты».
— Мы видим, что женщин, к сожалению, используют часто не в целях созидания и мира, а ведь наша главная задача касается именно созидания и всякого рода мирных инициатив. Поэтому Белорусский союз женщин и внутри страны, и на внешней арене как раз таки выступает за то, чтобы объединить всех женщин под флагом мира, для того, чтобы наши мирные инициативы были услышаны, — говорила руководительница на встрече с представительницами организации в прошлом году.
Незадолго до этого она уже высказывалась похожим образом.
— Любое хорошее дело, мне кажется, начинается с женщины. Наше с вами единство способно не просто сделать этот мир лучше, а направить его на созидание, не разрушение. Это то, что способно сплотить наш мир, наших детей, наших мужчин, — рассказывала Шпилевская на круглом столе, приуроченном ко Дню народного единства. — Наши помыслы должны быть направлены исключительно на добрые дела.
Утверждение Шпилевской подразумевает, что мужчины по своей природе агрессивны и склонны к конфликтам, в то время как женщины миролюбивы и способны к миротворчеству. Но это легко опровергнуть: в разных культурах и исторических периодах существовали и женщины-воительницы, и мужчины-миротворцы. Такие нарративы вредят не только женщинам, но и мужчинам.
Марианна Щеткина: «В нашей стране женщины всегда на передовой рядом с мужчинами»
Руководительница представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске, в прошлом — министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина критикует своих иностранных коллег, используя тактику «какнасчетизма» (от англ. whataboutism) — когда какую-то историческую несправедливость оправдывают другой несправедливостью. Например, чиновница обвиняет европейских женщин-политиков в равнодушии к уязвимым группам и заодно укрепляет стереотип, что единственная компетенция женщин в политике — это социальные вопросы.
— Женщины не имеют права оставаться в стороне и не думать об угрозах голода в беднейших странах. Женщины, занимающие высокие посты в Германии, Эстонии, Финляндии, Дании и других структурах ЕС, отнюдь не призывают к миру, — жаловалась Щеткина. — Русофобская риторика стала для них как модный аксессуар, каждая норовит выделиться. И это еще один вызов современности: утрата истинной женской функции — стремления к сохранению мира и согласия.
К слову, осуждение женщин-политиков выглядит как внутренняя мизогиния, то есть принижение значимости женщин, дистанцирование себя от них. Это свойственно многим женщинам в патриархальном обществе.
Одна из причин, по которой мизогиния возникает — желание встать на «сторону силы», чтобы не потерять свое положение. И белорусские чиновницы — яркий пример, когда женщина добивается хорошего места в мужской иерархии и продолжает транслировать мизогинные высказывания, чтобы чувствовать себя увереннее. Но женщина, которая принижает других женщин, в первую очередь принижает себя, даже если этого не осознает.