Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Чытаць па-беларуску


Недавно мы рассказывали о крайне резонансном уголовном деле, связанном с субботником в Петрикове: для его фигурантов все закончилось годами судов и тысячами долларов ущерба, замешан оказался даже глава исполкома. Но почему людей вообще заставляют бесплатно работать по выходным? Рассказываем, как порки школьников по субботам превратились в современные субботники.

Наказание для гимназистов и идея Ленина

Первые субботники появились еще в Российской империи. Правда, под этим словом подразумевалось совсем другое значение. Речь о коллективной порке. В течение школьной недели ученики гимназий успевали получить много неудовлетворительных оценок, прогулять уроки или дерзко нарушить внутренние правила. В субботу наступало время «расплаты»: по записям в журналах по успеваемости и поведению педагоги подводили итоги. Поскольку в школах царской России телесные наказания применяли свободно, провинившихся секли.

«Не бывало такой субботы в течение учебного времени, чтобы не высекли человек 10−15. <…> В субботу, в начале последнего, четвертого урока, инспектор обходил первые три класса и всех записанных за особенно выдающиеся шалости и тех, у кого в течение недели было более трех единиц, приглашал в гардеробную, где в его присутствии и происходила известная экзекуция. <…> Я не испытывал этого рода наказания, но, судя по отчаянным крикам, доносившимся из гардеробной, могу думать, что секли иногда очень больно», — вспоминал писатель Павел Засодимский.

А вот субботникам в традиционном понимании этого слова чуть больше ста лет. Истоки их появления — в событиях конца 1917 года, когда представители партии большевиков (позднее они стали коммунистами) пришли к власти, осуществив государственный переворот. Их противники такой поворот истории не признали. В результате на просторах бывшей Российской империи началась Гражданская война: красные (то есть большевики) боролись с белыми (в эту категорию включали их различных противников — от монархистов до сторонников республики).

Памятник в честь первого коммунистического субботника, установленный на станции Москва-Сортировочная. Фото: YesSayYes, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Памятник в честь первого коммунистического субботника, установленный на станции Москва-Сортировочная. Фото: YesSayYes, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Красные контролировали центр страны, включая две столицы — Москву и Петроград (современный Санкт-Петербург), белые — «окраины» (юг, север, Дальний Восток, Сибирь и т.д.). Маятник качался то в одну, то в другую сторону. Успех противников еще не был предопределен.

Особенно тяжелая ситуация сложилась весной 1919 года. В начале марта белая армия Александра Колчака начала наступление, взяла Уфу, подошла к Самаре и Казани. Решающую роль в тех условиях для обеих сторон играла железная дорога, по которой осуществлялась транспортировка грузов и переброска военных частей. Но более половины составов Московского ж/д узла были неисправны. В этих условиях лидер большевиков Владимир Ленин призвал улучшить работу железных дорог.

На это обращение откликнулись: в ночь на субботу, 12 апреля 1919 года, группа рабочих депо «Москва — Сортировочная» после окончания рабочего дня вернулась в цех, чтобы отремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки. В том субботнике участвовали всего 15 человек, за ночь им удалось отремонтировать три паровоза. «К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза. Когда ремонт был исполнен в полном смысле, то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели „Интернационал“ и стали расходиться по квартирам», — писал в протоколе Бураков.

Массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге. 1919 год. Фото опубликовано в издании «Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия» (Москва, 1983), ru.wikipedia.org
Массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге. 1919 год. Фото опубликовано в издании «Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия» (Москва, 1983), ru.wikipedia.org

Идея бесплатного труда получила развитие. 10 мая того же года на Московско-Казанской железной дороге состоялся массовый субботник, собравший более двухсот рабочих, которые провели за работой целый день и починили четыре паровоза и 16 вагонов. «Случаи подобного рода работ коммунистов — не редкость. Я знаю о таких случаях на электрической станции и на различных железных дорогах. На Николаевской дороге коммунисты проработали несколько ночей сверхурочно, на подъемке свалившегося в круг паровоза; на Северной дороге, зимой, все коммунисты и сочувствующие проработали несколько воскресений, очищая пути от снега, ячейки многих товарных станций, в целях борьбы с хищениями грузов, совершают ночные обходы станций, — но эта работа была случайной, не систематической. Товарищи казанцы внесли то новое, что делает эту работу систематической, постоянной», — писала тогда газета «Правда».

Вслед за казанцами сверхурочные работы организовали на Николаевской, Курской, Александровской и других железных дорогах.

В конце июня того же 1919 года Владимир Ленин написал об этом явлении свою знаменитую статью «Великий почин». «Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу. Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников (тут и далее — курсив советского вождя. — Прим. ред.). Видимо, это только еще начало, но это начало необыкновенно большой важности. Это — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым», — отмечал Ленин.

Вождь мирового пролетариата быстро понял, что бесплатная работа может стать палочкой-выручалочкой. В ноябре 1919 года субботники стали использоваться для борьбы с топливным кризисом. Но уже тогда от всех членов партии требовалось принимать в них участие.

Прошло еще немного времени, и 29 марта — 5 апреля 1920 года в Москве прошел очередной, IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). В принятых резолюциях отмечалось, что «субботникам должно быть уделено на местах несравненно большее внимание, чем это происходит сейчас. Для субботников нужно выбирать задачи, близкие местному населению, придавать им характер коллективного трудового усилия во имя заранее известных и всем понятных целей, вовлекать в них не только беспартийных рабочих, но и все вообще местное население, мужское и женское. Не менее важны тщательно обдуманный технический план для каждого субботника, строго целесообразное распределение сил, безусловно экономное их использование. Только при этом условии субботники могут глубоко войти в жизнь, вовлекая все новые массы и оплодотворяя будничную работу новой инициативой и свежим энтузиазмом».

Владимир Ленин (передний план, крайний справа) в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 года. Фото: Алексей Савельев, marxists.org, commons.wikimedia.org
Владимир Ленин (передний план, крайний справа) в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 года. Фото: Алексей Савельев, marxists.org, commons.wikimedia.org

Таким образом, вместе с экономическими перед партийцами ставились вполне себе идеологические цели. Субботники должны были объединять население в единой работе.

Разумеется, людям требовалось показать конкретный пример. Поэтому на том же съезде было решено «превратить международный пролетарский праздник 1 мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник». Так и сделали: в общей сложности в нем приняло участие около 15 миллионов человек. В том числе сам Ленин, который чистил Красную площадь от бревен, досок и разного хлама.

В советской панегирической литературе, посвященной вождю, этот эпизод описывался так: «Курсанты выстроились, и начальник курсов объяснил, что надо делать. Очистить кремлевскую площадь от бревен, досок и всякого хлама. Привести Кремль в образцовый порядок. <…> Бревна были тяжелые. Таскали одно бревно вшестером. Скоро курсанты заметили: Владимир Ильич все старается с толстого конца бревно захватить.

— Не годится так, — решили курсанты. — Надорвется Владимир Ильич.

— Товарищ Ленин, — сказал один, — не можем мы, товарищ Ленин, чтобы вы тяжести такие таскали!

— Вы же таскаете. А мне отчего нельзя? — возразил Владимир Ильич.

И спокойно к следующему бревну пошагал».

К эпизоду «Ленин с бревном» мы еще вернемся.

Субботники при Сталине и Брежневе

На рубеже десятых — двадцатых годов власти еще могли объяснить необходимость в субботниках чрезвычайными условиями Гражданской войны и апеллировать к энтузиазму населения.

Холод большой.

Зима здорова́.

Но блузы

прилипли к потненьким.

Под блузой коммунисты.

Грузят дрова.

На трудовом субботнике.

Мы не уйдём,

хотя

уйти

имеем

все права.

В наши вагоны,

на нашем пути,

наши

грузим

дрова.

Можно

уйти

часа в два, —

но мы —

уйдём поздно.

Нашим товарищам

наши дрова

нужны:

товарищи мёрзнут.

Работа трудна,

работа

томит.

За неё

никаких копеек.

Но мы

работаем,

будто мы

делаем

величайшую эпопею.

Владимир Маяковский, отрывок из поэмы «Хорошо»

Но в сталинские тридцатые годы субботники стали обязательными. Сперва тех, кто отказывался, стыдили. А затем, в условиях становления тоталитарного общества, отказ от участия в субботнике мог восприниматься как нелояльность со всеми вытекающими последствиями.

Второе дыхание бесплатная работа по выходным получила в конце Второй мировой войны, когда советские города лежали в руинах. В некоторых источниках можно найти информацию, что люди выходили на субботник как на праздник: «Помню громадный субботник, который организовали, после всех торжеств, в честь Победы… С музыкой духовых военных оркестров, с танцами и кружащимися в ритме вальса парами! Но и работа спорилась тоже в этом ритме. Работали всем городом, всем селом — стар и млад. И атмосфера была торжественная. Несмотря на пыльную, грязную работу, участники старались принарядиться, а ветераны надевали ордена. Если не хватало субботника, выходили на воскресник».

Советский агитационный плакат. Изображение: historyrussia.org
Советский агитационный плакат. Изображение: historyrussia.org

Но сохранились и другие воспоминания. Например, историк Сергей Абламейко писал в книге «Невядомы Мінск. Гісторыя знікнення», что первые субботники, во время которых происходил разбор завалов, начались в 1944 году уже через два-три дня после освобождения города: «Удзел у „расчыстцы“ і „разборцы“ завалаў быў абавязковым. Сесія Мінскага гарсавета ў кастрычніку 1944 году прыняла пастанову, паводле якой кожны дарослы мінчук павінен быў штомесяц адпрацаваць 30 гадзін, а студэнты і школьнікі старэйшых класаў — 15. Гэта быў звычайны савецкі прымус. Для кантролю за ўдзелам мінчукоў у разборы завалаў былі ўведзеныя спецыяльныя „асабістыя кніжкі“, іх атрымалі нават школьнікі. За парушэнне правілаў запаўнення кніжак — жорстка каралі».

По словам Абламейко, чтобы энтузиазм не уменьшался, газеты сообщали, что вместе с организованными работниками на разборах руин трудились и добровольцы. Например, среди 16 тысяч человек, вышедших 14 ноября 1944 года, таких было около 3 тысяч. «Сёння людзі ўспамінаюць, што добраахвотнікі сапраўды былі, але не так шмат. Пераважна хадзілі тыя, хто натхняўся чуткамі пра знойдзенае ў руінах золата. Мінчукі памяталі пра выпадкі часоў акупацыі — тады сапраўды пры разборы некаторых руінаў на вуліцы Ленінскай, прыблізна там, дзе цяпер аптэка, са сценаў сыпаўся дождж з залатых манет. Летам і восенню 1944 года добраахвотнікі, шукаючы „габрэйскае золата“ на тэрыторыі былога гета, ахвотна разбіралі руіны на Замкавай і Падзамкавай», — писал Абламейко.

Но с разрушениями Второй мировой войны постепенно покончили. А вот субботники сохранились и существовали до распада СССР.

Фиксированной была только одна дата: 22 апреля, в честь дня рождения Владимира Ленина. В такой день субботники проводились по месту жительства: люди могли красить заборы, высаживать деревья, обустраивать клумбы, парки и детские площадки. Но чем дальше, тем больше такая форма работы становилась объектом шуток и анекдотов.

Картина Виктора Иванова «Владимир Ленин на субботнике в Кремле». Изображение: prlib.ru
Картина Виктора Иванова «Владимир Ленин на субботнике в Кремле». Изображение: prlib.ru

Например, в годы позднего застоя был известен такой анекдот: «Брежнев только взялся за бревно, как вдруг с того света нагрянул Ленин.

— Здравствуйте, товарищи! Что у вас тут происходит?!

— Здравствуйте, Владимир Ильич! — говорит Брежнев. — Это у нас коммунистический субботник.

— Как? До сих пор страна в разрухе?!»

Легендарный сюжет «о Ленине и бревне» даже стали высмеивать на эстраде.

В конце концов на предприятиях типичной стала ситуация, когда всю заявленную «бесплатную» продукцию выпускали в течение недели, а большую часть субботы люди находились на работе, но ничего не делали.

Возвращение при Лукашенко

После распада СССР субботники в Беларуси мгновенно исчезли, но вскоре вернулись — из-за Александра Лукашенко. Придя к власти, в 1997-м вместе с членами правительства, своей администрации и столичной мэрии политик трудился на строительстве станции метро «Партизанская».

В 2013 году Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН опубликовал доклад по Беларуси. В нем он выдвинул нашей стране ряд требований, в том числе отменить принудительный труд людей с алкогольной и наркотической зависимостью и «обязанных лиц». В качестве принудительного труда рассматривались уже привычные для белорусов субботники и участие студентов в сельхозработах.

Александр Лукашенко на субботнике. 1997 год. Фото: president.gov.by
Александр Лукашенко на субботнике. 1997 год. Фото: president.gov.by

Как отмечали белорусские правозащитники, формально участие в субботниках оставалось добровольным. «Но их „добровольность“ носит характер принудительного труда, исходя из зависимости работников от работодателя, контрактной системы и низкой зарплаты, с распространенной системой оплаты труда, строящейся на системе премий, не входящих в основную зарплату. Не участвующим в субботниках грозит по крайней мере лишение премий и плохое отношение начальства, что может привести к непродлению краткосрочного контракта. При этом обжалование в судебном и другом порядке ничего не даст, так как „наказание“ работника не будет формально связано с неучастием в субботнике», — писали они.

Правозащитники приводили следующий пример: в Краснопольском районе Могилевской области работники организаций и предприятий три дня работали в апреле 2012 года бесплатно. 14 апреля там же был проведен районный субботник, на котором представители всех организаций и предприятий района по заданию райисполкома занимались благоустройством городского поселка и сельских населенных пунктов. «Конечно, люди возмущаются в частных беседах, — говорил представителю правозащитного центра „Весна“ один из жителей Краснопольского района. — Однако как-то выразить свой протест гласно не решаются, боятся потерять работу».

С тех пор в Беларуси в этом отношении мало что изменилось.